Свяжитесь с нами, и мы предоставим необходимую информацию.
Общие вопросы о тахографах
Общие вопросы о тахографах
Согласно Приложению N 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» оснащению контрольными устройствами подлежат:
- грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
- транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- транспортные средства категорий М2 и М3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Посмотреть полный Приказ Минтранса №440 можно здесь.
Скачать «Исключения» можно здесь Приказ Минтранса №440, приложение №2
Согласно Приложению N 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» не подлежат обязательному оснащению контрольными устройствами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Поэтому если у вас в ПТС владелец – физическое лицо, тогда исключения на транспортное средство не распространяются.
Исключения:
- транспортные средства, сведения о которых включены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, осуществляющих эксплуатацию этих транспортных средств, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями "Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г.”; (Приказ Минтранса России от 03.02.2022 N 27 "О внесении изменений в приложения N 1, N 2 и N 3 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные...). Изменения по 1 пункту вступили в силу с 1 сентября 2022 года.
- Следующие виды ТС:
- автобетононасосы;
- автобетоносмесители;
- автогудронаторы;
- автокраны;
- автомобили скорой медицинской помощи;
- автоэвакуаторы;
- пожарные автомобили;
- троллейбусы;
- транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции.
- Следующие виды ТС:
- транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
- транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
- транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
- транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
- медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
- автолавки;
- автобусы для ритуальных услуг;
- автомобили-дома;
- бронированные транспортные средства;
- специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
- транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
- передвижные лаборатории;
- дезинфекционные и бурильные установки;
- мастерские;
- библиотеки;
- автосцены;
- репортажные телевизионные студии.
- транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- ТС, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
- транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- ТС, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
- транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии – рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
- учебные ТС, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
- транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами;
- ТС органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи;
- транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям (редакция с изменениями N 343 от 01.09.2022);
- ТС, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям (редакция с изменениями N 343 от 01.09.2022).
Классификация ТС по Приложению №1 к техрегламенту Таможенного союза:
Категория M – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские ТС и их шасси, в том числе:
- Категория M2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5т.
- Категория M3 – ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5т.
Категория N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, в том числе.
- Категория N1 – ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т.
- Категория N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т, но не более 12т.
- Категория N3 – ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12т.
На транспортных средствах категорий N2, N3, М2, М3 замена установленных контрольных устройств на тахографы с СКЗИ производилась до 1 января 2018 года:
- если ТС оснащено бортовым самописцем заводом-изготовителем.
- если ТС оснащено тахографом сертифицированной мастерской.
При этом, контрольное устройство должно полностью соответствовать всем требованиям Законодательства:
- находиться в рабочем состоянии;
- быть опломбировано;
- иметь сертификат о своевременной калибровке;
- водитель должен использовать карту водителя, соблюдать режим труда и отдыха, предоставлять отчеты тахографа сотрудникам контролирующих организаций.
Если на Вашем автомобиле уже установлен бортовой самописец – убедитесь, что он корректно подключен, откалиброван и функционирует с Вашей картой водителя.
Согласно действующему приказу Минтранса России от 28 октября 2020 № 440 приложение №2
Юридические лица, Индивидуальные предприниматели или Физические лица, эксплуатирующие транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3 обязаны оснащать транспортное средство тахографами, независимо от типа перевозок (и коммерческие и некоммерческие).
- Обязанность оснащать транспортные средства бортовыми самописцами для физических лиц установлена в п.3 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:
«3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами».
- В приложении №2 к Приказу Министерства транспорта №440, которое устанавливает категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, также определены категории и виды ТС для ФЛ – грузовики свыше 3,5 тонн и автобусы.
Обращаем ваше внимание, что исключения из оснащений категорий и видов транспортных средств на физических лиц не распространяется.
Обязанность по оснащению вступила в силу с 01 января 2021 года.
Тахограф может не печатать как из-за выхода из строя принтера, так и из-за его неправильного подключения к бортовой сети. Обратите внимание, что изображение на ленте появляется за счет нагрева определенного слоя бумаги и если заправить ее неправильно, то бумага выйдет из тахографа, но без напечатанной информации. Отремонтировать печатающее устройство в бортовом самописце обойдется от 1500 до 7500 руб. А правильно ли подключен тахограф к бортовой сети – необходимо проверять и тестировать в мастерской.
Обращаем ваше внимание, что ремонтом бортовых устройств могут заниматься только тахографические мастерские, которые имеют лицензию ФСБ и внесены в реестр тахографических мастерских в ФБУ «Росавтотранс», а также прошли обучение и сертификацию от производителей тахографов различных марок.
Специалисты нашей компании «АвтоТахограф» помогут вам устранить неисправности и при необходимости продиагностируют систему целиком.
Цены на услуги доступны на странице.
Калибровка тахографа СКЗИ требует определенных спланированных действий, проводимых с целью контроля точности устройства. В памяти бортового самописца СКЗИ фиксируется важная информация о скорости, преодоленном расстоянии, а также времени, проведенном водителем в пути или во время отдыха. Поэтому очень важно, чтобы зафиксированные показатели, отображаемые приборами транспортного средства – соответствовали фактическим данным, которые хранятся в памяти устройства.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств в виде судебных разбирательств или споров, требующих использования информации, хранящейся в памяти тахографа СКЗИ, доказательная сила данных памяти бортового самописца будет зависеть от своевременно проведенных с устройством процедур калибровки и поверки.
Поэтому последовательность действия обычно выстраивается таким образом:
- Настройка-калибровка тахографа СКЗИ с целью обеспечения соответствия фиксируемых параметров приборов транспортных средств фактическим данным;
- Поверка прибора с последующей выдачей свидетельства, на основании которого будет разрешено дальнейшее использование контрольного устройства.
Важна регулярность процедур калибровки и поверки тахографа СКЗИ. Поэтому, согласно действующему законодательству, такая процедура должна проводиться каждые три года.
Также бортовой самописец калибруют:
- в момент старта его эксплуатации;
- в случае монтажа б/у устройства в другом транспортном средстве;
- в случае замены номера на авто, либо изменения конструкции ТС;
- после ремонтных работ, проведенных с фиксирующим устройством;
- в случае значительного сбоя внутренних часов;
- замены комплектующих ТС в виде датчика скорости или спидометра;
- в случае ремонта и замены КПП ТС;
- в случае замены ведущих шин.
Если корпус тахографа вскрывался или была нарушена целостность пломбы, тахометр также следует калибровать и отправить на поверку.
При калибровке происходит настройка важных характеристик устройства и ликвидируется погрешность фиксируемых измерений, настраиваются сигналы.
В нашей мастерской доступна качественная и быстрая калибровка тахографов. Цена на услуги приемлемая. Все действия, осуществляемые специалистом мастерской, выполняются в строгом соответствии с действующими законодательными нормами.
Современные транспортные компании испытывают ряд проблем, возникающих из-за обязательного требования оснащать транспортные средства, осуществляющие коммерческие и пассажирские грузоперевозки, как по территории России, так и за ее пределами, устройствами контроля под названием тахографы.
Вопрос выбора между видами бортовых самописцев, которые будут установлены на солидный по количеству ТС автопарк, актуален, так как многие владельцы транспортных компаний не всегда понимают, в чем отличия между тахографами СКЗИ и ЕСТР. Однако экономия, которая может быть получена в результате грамотной оценки и установки требуемого вида контрольных устройств, составит для них до нескольких миллионов рублей. Поэтому так важно при выборе бортовых самописцев, устанавливаемых в массовом количестве, обратиться за помощью к нашей квалифицированной организации.
Тахограф СКЗИ – это устройство, отвечающее требованиям российских стандартов.
«Плод» отечественной разработки создан специально для использования на внутреннем рынке потребления услуг, предоставляемых для транспортных компаний и индивидуальных физических лиц, осуществляющих, указанные в стандартах, виды перевозок.
Тахограф с блоком СКЗИ нельзя вывозить за пределы страны, и даже страны-участницы Таможенного Союза не имеют возможности использовать российские устройства СКЗИ. Накопитель устройства фиксирует всю необходимую информацию, предоставленную водителем и подключенными к нему устройствами ТС. Это касается считывания данных о поездке – скорости движения, времени отдыха и активности водителя, возможности отследить его перемещение благодаря встроенной GPS-навигации.
Тахограф ЕСТР – это устройство, которое должно быть установлено в ТС, использующемся в международных грузовых и пассажирских перевозках, а также отвечающее европейским стандартам тахографии. Установка контрольного устройства с блоком ЕСТР осуществляется в соответствии с международным стандартом качества ISO, а сам блок установлен в бортовые самописцы, произведенные в Европе.
Важный момент, который следует учесть транспортной компании – желательно, чтобы монтаж бортового самописца осуществлялся на автомобили одного типа. Данный подход к процессу оснащения ТС данными устройствами убережет от затрат на изготовление дополнительных тахокарт для водителей.
Чтобы установить тахограф СКЗИ на ТС вашей компании обратитесь в нашу мастерскую, предоставляющую такую услугу по имеющейся лицензии от ФСБ. Сроки выполнения работ обсуждаются с заказчиком в индивидуальном порядке.
Модуль GRPS, встроенный в бортовой самописец, представляет собой модем, который позволяет передавать данные через сети сотовых операторов (используется SIM-карта).
Какие данные передает тахограф с GPRS?
- местонахождение транспортного средства;
- скорость движения;
- показания датчика уровня топлива и другие.
Информация передается на сервер мониторинговой компании или сервер мониторинга предприятия, позволяя в режиме online контролировать местонахождение и параметры движения транспортного средства.
К тахографу с модулем GPRS может быть подключена «тревожная кнопка» и гарнитура, осуществляющая связь с диспетчером. Для некоторых видов транспортных средств (опасные грузы, школьные автобусы, и другие) установка подобных систем обязательна.
СКЗИ («Средство Криптографической Защиты Информации») – это криптопроцессор, который шифрует данные тахографа и записывает их в собственную память. Он монтируется в корпусе самого бортового самописца, который затем пломбируется. В паспорт устройства заносятся сведения об установленном СКЗИ.
Если данный блок на тахографе не установлен, сломан или не активирован, прибор не может осуществлять запись данных. То есть, не работает в установленном Законом режиме.
Память СКЗИ ограничена. Согласно действующему законодательству, данный блок подлежит обязательной замене каждые 3 года.
Для проведения любых видов работ, связанных с СКЗИ, мастерская обязана иметь специальную лицензию ФСБ. (образец).
Подробную статью читайте здесь: Замена блока СКЗИ тахографа согласно 440 приказу.
Да, может. Но если бортовой самописец, установленный на автомобиле, активирован, то при смене собственника или перерегистрации Закон требует обязательного посещения мастерской по тахографам для выполнения следующих процедур:
- считывание данных с устройства;
- отзыв активации СКЗИ.
СКЗИ демонтируется из бортового самописца и, вместе со считанными данными, остается на хранение у прежнего владельца транспортного средства. Новый владелец должен посетить мастерскую для установки и активации нового блока.
Важно! Работы, связанные с СКЗИ, могут осуществлять не все мастерские по тахографам, а только лицензиаты ФСБ.
С 1 марта 2023 года вступают в силу изменения в Приказ Минтранса №440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства …» (редакция с изменениями Приказ Минтранса №343). Данные изменения как раз и направлены на формулирование технических и функциональных требований к бортовому самописцу с функцией онлайн передачи данных.
Что мы видим в данном приказе?
- прописаны требования к новому типу тахографов с функцией передачи данных параллельно действующему на текущий момент типу бортового самописца;
- приказ не устанавливает сроков замены текущего типа тахографа на новый и не ограничивает использование текущих моделей устройств, а также не требует установки нового типа контрольных приборов с 01 марта 2023 года;
- приказ вводит новые функции не только для устройств нового типа, но и для карт тахографов и блоков СКЗИ;
- приказ позволяет производителям бортовых самописцев начать выпуск нового типа контрольного устройства параллельно производству текущего типа;
- введение обязательных требований в части сроков и порядка оснащения транспортных средств новым типом тахографов, а также ответственность за передачу данных с этих устройств ожидается в виде будущих изменений в федеральные законы.
Делаем вывод, что онлайн-тахограф не за горами, но и в настоящее время еще не сформированы нормативно-правовые акты для того, чтобы говорить конкретно, что и как будет работать.
Не нашли ответа на свой вопрос?
|
Задать вопрос
|
Больше новостей на канале АвтоТахограф. Подписывайтесь!