Обязанность оснащения тахографами ТС
Установка тахографов на автомобили регламентируется приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440. С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в этом приказе и обновились требования к авто и их владельцам, которые обязаны использовать тахографы.
На какие грузовые автомобили нужно устанавливать тахограф?
Оснащению тахографами подлежат:
- Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами.
- Транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
- Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Есть ряд исключений, в которые попали, к примеру, автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы и другая спецтехника, а также техника для коммунального хозяйства и содержания дорог. Кроме того, исключительными случаями считаются:
- использование ТС для обучения водителей;
- сдача экзаменов;
- проведение испытаний.
Словом, важен не только класс автомобиля, но и тип его использования.
Исключения работают лишь в том случае, если ТС эксплуатирует ИП или юридическое лицо; на физических лиц исключения не распространяются. Полный список исключений вы можете найти в Приложении к приказу Минтранса.
Как определить, нужен ли тахограф на грузовой автомобиль?
Чтобы это узнать, вам нужно определить класс автомобиля.
- N1, фургоны с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, оснащать тахографами необязательно.
- N2 и N3, фургоны с РММ более 3,5 тонн, должны быть оснащены контрольными устройствами.
- M1, личный пассажирский автомобиль, оснащать бортовым самописцем не нужно.
- M2, M3, пассажирские автомобили (автобусы), у которых более восьми пассажирских мест для сидения, должны быть оснащены контрольным устройством.
Если автомобиль относится к классу, на который нужно ставить тахограф, а эксплуатирует его ИП или юрлицо, проверьте список исключений. Если там его нет, установка устройства обязательна.
Контрольным устройством должны оснащать все ТС, входящие в эти категории, даже если их эксплуатирует физическое лицо. В нашей статье вы можете подробнее узнать, какие законы регулируют оснащение тахографами автомобилей физических лиц.
Пример №1
Предположим, что у вас есть КАМАЗ-5490, взятый в лизинг. Определим категорию этого ТС – он относится к N3.
- Установим, кто эксплуатирует грузовик, – в нашем случае это физическое лицо.
- Раз КАМАЗом пользуется физлицо, значит, в исключениях его можно не искать. Установка тахографа обязательна!
Пример №2
У юридического лица, которое занимается обучением водителей на категорию С, есть грузовик Hyundai HD 78.
- Категория ТС – N2.
- Грузовик эксплуатирует юридическое лицо.
- Заглянем в исключения: если грузовик используется исключительно для обучения водителей, ставить тахограф на него не нужно. Если же в нем также перевозят грузы, контрольное устройство обязательно.
Пример №3
Купил себе автомобиль Ford F350, категория «С», грузовик полноценный. Покупал для личных целей. При прохождении техосмотра и при остановке инспектором ГИБДД просят тахограф. Но я не собираюсь на нем работать, ведь это-пикап, купленный для себя. Нужно ли контрольное устройство?
Тахограф для личного грузовика обязателен, в случае если в паспорте ТС прописана категория N2. То, что владелец ТС не планирует на нем коммерческую деятельность, не освобождает его от ответственности за нарушение законодательства. В 440 приказе Минтранса прописано, что «установке подлежат… грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;…». Поэтому, чтобы ездить и не получать штрафов и неудобных вопросов про контрольное устройство, его придется установить в случае попадания под категорию N2.
Что будет, если не установить тахограф?
За отсутствие контрольного устройства согласно статье КоАп 11.23 для водителя предусмотрен штраф – от 3000 до 5000 рублей. ИП и юрлица заплатят еще больше – от 15 до 50 тысяч, а должностные лица от 7 до 10 тысяч.
Впрочем, наличие тахографа не гарантирует защиту от штрафа. Если устройство установлено, но водитель не соблюдает режим труда и отдыха, ему тоже выпишут штраф (правда, поменьше – от 1500 до 2000 рублей). Должностные лица, ИП и юрлица тоже будут обязаны выплатить штраф вплоть до 50 тысяч рублей.
Где установить бортовой самописец?
В том же 440 приказе Минтранса есть указание, что устанавливать и калибровать тахографы должны только авторизованные тахографические мастерские. Как определить, что мастерская к ним относится? Все просто – попросите документы:
- уведомление от Росавтотранса о том, что организация внесена в перечень подходящих мастерских;
- карта мастерской (по формату похожа на водительское удостоверение);
- лицензия ФСБ, допускающая мастерскую до работы.
Теоретически установить контрольное устройство можно и самостоятельно. Но подключить его к бортовой сети, настроить, активировать и пломбировать своими силами не получится – для этого нужно специальное оборудование. Если тахограф не опломбирован или не настроен, он считается неисправным, и владельцу ТС все равно грозит штраф. Если вы планируете установить устройство самостоятельно, а затем прийти в мастерскую для подключения и калибровки (настройки), лучше заранее договоритесь с мастерами: не каждая мастерская согласится работать с непрофессионально подключенным бортовым самописцем.
Здесь вы можете узнать цены на установку тахографа в мастерской компании «АвтоТахограф».
После установки
Если у вас есть тахограф, необходимо менять блок СКЗИ и проводить его настройку (калибровку) раз в три года. Если этого не делать, контрольное устройство будет признано неисправным, и водителя ждет штраф. Подробнее о правилах, сроках и штрафах можно почитать здесь.
Контрольным устройствам иногда требуется и внеочередная настройка, если:
- показания спидометра и тахографа расходятся на 5% и больше;
- были заменены шины на ведущих колесах;
- был произведен ремонт, который мог повлиять на работоспособность тахографической цепи (это может быть, к примеру, ремонт КПП).
Кроме того, если на вашем автомобиле есть бортовой самописец, вам важно соблюдать режим труда и отдыха. Подробнее о режиме труда и отдыха можно почитать здесь.