Нужно ли устанавливать на автобус тахограф?
Установка тахографов на Транспортные средства регламентируется приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440. С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в этом приказе и обновились требования к авто и их владельцам, которые обязаны использовать тахографы.
На какие автобусы нужно устанавливать тахограф?
Оснащению тахографами подлежат:
- транспортные средства категорий М2 и М3 – пассажирские автомобили (автобусы), у которых более восьми пассажирских мест, помимо места водителя, должны быть оснащены тахографом.
Исключения:
- транспортные средства категории М2 и М3 – пассажирские автомобили (автобусы), осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 539
«О приостановлении действия пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, и о внесении изменения в пункт 4 указанного постановления» до 1 марта 2025 г.).
Полный список исключений, который в основном относится к грузовым ТС, вы можете найти в Приложении к приказу Минтранса. Мы же с вами обсуждаем в этой статье именно автобусы.
Как определить, нужен ли тахограф на автобус?
Чтобы это узнать, вам нужно:
- определить класс транспортного средства.
- M1, личный пассажирский автомобиль, оснащать тахографом не нужно.
- M2, M3, пассажирские автомобили (автобусы), у которых более восьми пассажирских мест для сидения, помимо водительского, должны быть оснащены тахографом.
- понять осуществляет ли регулярные пассажирские перевозки в городском сообщении (другими словами не попадает ли под исключение).
Контрольными устройствами должны оснащать все ТС, входящие в эти категории, даже если их эксплуатирует физическое лицо. В нашей статье вы можете подробнее узнать, какие законы регулируют оснащение тахографами автомобилей физических лиц.
Пример №1
У вас в личном пользовании микроавтобус. Но ездите вы на нем один или с семьей, пассажиров не перевозите и не осуществляете коммерческую деятельность. Нужно ли на него установить контрольное устройство?
Микроавтобус – это пассажирское транспортное средство, до 5 тонн. Относится к категории М2. Согласно законодательству РФ, необходимо установить тахограф, даже если вы ездите один или с семьей.
Пример №2
Вы приобрели автобус Газель и переоборудовали ее в фургон: демонтировали все места для сидения, кроме водительского. И перевозите грузы. Необходимо ли вам по закону установить тахограф на эту Газель, учитывая, что вы внесли конструктивные изменения, не используете транспортное средство как автобус и не перевозите пассажиров?
Разобраться в этом вопросе поможет паспорт транспортного средства (ПТС). Если в обозначении указано, что данное транспортное средство относится к категории М2 и является автобусом, то его необходимо оборудовать контрольным устройством. Это приказ Минтранса № 440.
Пример №3
Вам, как многодетной семье, государство выдало Газель вместимостью 13 мест. Вы используете ее для перевозки семьи, продуктов, вещей и других необходимых предметов. Нужно ли устанавливать на нее бортовой самописец?
Газель вместимостью более 8 мест относится к категории М2. Согласно приказу Минтранса № 440, необходимо оснастить ее средством криптографической защиты информации, приобрести карту водителя для тахографа и каждые 28 дней производить выгрузку данных с нее.
Пример №4
У вас частный автопарк: вы занимаетесь перевозкой пассажиров в городе. Подлежат ли оснащению контрольным устройством ваши автобусы, например, МАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, которые ежедневно перевозят пассажиров по маршруту в городе?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 № 112 оснащение тахографами городских автобусов категорий М2 и М3, перевозящих пассажиров по конкретному маршруту, отложено до 1 марта 2025 года. Установка бортовых самописцев на данные автобусы пока не обязательна и остается на усмотрение владельца автопарка.
Что будет, если не установить тахограф?
За отсутствие контрольного устройства согласно статье КоАп 11.23 для водителя предусмотрен штраф – от 3000 до 5000 рублей. ИП и юрлица заплатят еще больше – от 15 до 50 тысяч, а должностные лица от 7 до 10 тысяч.
Впрочем, наличие тахографа не гарантирует защиту от штрафа. Если устройство установлено, но водитель не соблюдает режим труда и отдыха, ему тоже выпишут штраф (правда, поменьше – от 1500 до 2000 рублей). Должностные лица, ИП и юрлица тоже будут обязаны выплатить штраф вплоть до 50 тысяч рублей.
Где установить контрольное устройство?
В том же 440 приказе Минтранса есть указание, что устанавливать и калибровать тахографы должны только авторизованные тахографические мастерские. Как определить, что мастерская к ним относится? Все просто – попросите документы:
- уведомление от Росавтотранса о том, что организация внесена в перечень подходящих мастерских;
- карта мастерской (по формату похожа на водительское удостоверение);
- лицензия ФСБ, допускающая мастерскую до работы.
Теоретически установить контрольное устройство можно и самостоятельно. Но подключить его к бортовой сети, настроить, активировать и пломбировать своими силами не получится – для этого нужно специальное оборудование. Если тахограф не опломбирован или не настроен, он считается неисправным, и владельцу ТС все равно грозит штраф. Если вы планируете установить устройство самостоятельно, а затем прийти в мастерскую для подключения и калибровки (настройки), лучше заранее договоритесь с мастерами: не каждая мастерская согласится работать с непрофессионально подключенным бортовым самописцем.
Здесь вы можете узнать цены на установку тахографа в лицензированной мастерской компании «АвтоТахограф».
После установки
Если у вас есть тахограф, необходимо менять блок СКЗИ и проводить его настройку (калибровку) раз в три года. Если этого не делать, контрольное устройство будет признано неисправным, и водителя ждет штраф. Подробнее о правилах, сроках и штрафах можно почитать здесь.
Контрольным устройствам иногда требуется и внеочередная настройка, если:
- показания спидометра и тахографа расходятся на 5% и больше;
- были заменены шины на ведущих колесах;
- был произведен ремонт, который мог повлиять на работоспособность тахографической цепи (это может быть, к примеру, ремонт КПП).
Кроме того, если на вашем автомобиле есть бортовой самописец, вам важно соблюдать режим труда и отдыха. Подробнее о режиме труда и отдыха можно почитать здесь.