Неисправен тахограф: причины поломки и что делать водителю?
Производители контрольных устройств разрабатывают модели оборудования с учетом сложных условий эксплуатации. Большинство современных тахографов СКЗИ довольно выносливы и устойчивы к тряске на неровной дороге, а также к вибрации от двигателя. Но как и любой другой прибор, бортовой самописец может сломаться.
В этой статье мы расскажем о самых распространенных поломках, какие неисправности тахографа можно устранить самостоятельно, а когда необходимо обращаться к специалистам, а также проясним, можно ли получить штраф за поломку контрольного устройства на линии.
Информация в этом материале актуальна для следующих популярных марок оборудования:
- «Меркурий».
- «Штрих-М».
- «АТОЛ».
- VDO.
- ЕСТР (европейский тахограф).
Законодательство и неисправности тахографа
Обязанность владельцев оснащать контрольными устройствами грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и автобусы законодательно закреплена в Приказе Минтранса №440 от 28.10.2020 г. Тахограф должен быть не только установлен, водитель обязан использовать карту водителя, а само устройство должно корректно работать. Правила использования контрольных устройств, установленных на транспортные средства, содержатся в Приложении 3 к Приказу Минтранса №440.
Как понять, что с тахографом что-то не так?
При нормальной работе бортового самописца водитель может вставить и извлечь карту водителя, распечатать различные отчеты, настроить параметры работы и провести тест оборудования. Тахограф корректно фиксирует скорость и другие параметры передвижения транспортного средства, а также записывает режим управления ТС и отдыха.
Если на каком-то из этих этапов возникает сбой или на дисплее устройства появляется ошибка, значит, с оборудованием что-то не так.
Самые распространенные ошибки, которые выдает тахограф
Код ошибки |
Значение |
01-06 |
Проблемы с картой водителя для тахографа (не вставлена, не действительна, конфликт времени) |
07 |
Превышена скорость движения ТС |
016 |
Некорректное состояние блока СКЗИ (НКМ). Вероятно, требуется замена |
018 |
Сбой при работе с загруженной картой (невозможность произвести аутентификацию). Чаще всего - загрязненный или поврежденный чип |
020 |
Нарушена целостность данных при копировании на карту. Возможна проблема с контактами внутри устройства |
022 |
Данные не копируются |
023 |
Зафиксировано вскрытие корпуса устройства. Это серьезная проблема. Могут выписать штраф и аннулировать гарантию |
035 |
Внутренние ошибки тахографа при передаче данных |
050 |
Не работает принтер. В этом случае необходим ремонт |
053 |
Неисправен датчик движения автомобиля |
Ошибки могут отображаться как в цифровом формате, так и в символьном. На примере тахографа «АТОЛ Drive Smart» рассмотрим, какие неисправности и ошибки могут появиться на экране.
Обратите внимание!
Многие из перечисленных ошибок не подлежат самостоятельному устранению.
Помимо возникновения ошибок, контрольное устройство может выйти из строя вследствии поломки.
Самые распространенные неисправности тахографов
- невозможно распечатать отчет, принтер не работает;
- устройство не реагирует на нажатие кнопок;
- контрольное устройство перестало работать и не включается или постоянно перезагружается;
- бортовой самописец «выплевывает» карту водителя или, наоборот, карта застряла;
- устройство неверно фиксирует данные: данные спидометра расходятся с показаниями тахографа и др.
Как правило, причина поломки тахографа кроется в севшей батарейке, механическом воздействии на прибор, неисправности одного из датчиков или некорректной настройке оборудования.
Не пытайтесь разобрать прибор самостоятельно!
Во-первых, на такое контрольное устройство перестанет действовать гарантия производителя. Во-вторых, часто обслуживание в мастерской после самостоятельных попыток ремонта обходится гораздо дороже.
Если вы обнаружили одну из перечисленных неисправностей, обратитесь в авторизованную мастерскую для проведения диагностики. Это быстро, недорого и вы точно будете знать, в чем причина поломки.
Почему мы говорим об обращении именно в авторизованную тахографическую мастерскую? Дело в том, что тахограф СКЗИ – это устройство с криптографической защитой данных. В соответствии с российским законодательством, чтобы обслуживать такие устройства, нужна лицензия ФСБ. Так что самостоятельный ремонт контрольного устройства недопустим.
Как избежать поломки тахографа?
К поломке бортового самописца могут привести и непреднамеренные действия. Не делайте так, если хотите, чтобы ваше устройство прослужило как можно дольше.
Как собственными руками можно сломать тахограф?
- ударять по корпусу и трясти контрольное устройство;
- сильно надавливать на кнопки управления;
- допустить попадание влаги или моющего средства внутрь прибора.
Отдельно отметим, что использование тахографа в качестве зарядного устройства – это путь к его поломке. USB-вход бортового самописца может использоваться только для взаимодействия с флешкой в процессе настройки или для копирования данных. Для зарядки мобильных устройств тахограф не предназначен.
Работа с картой водителя
Карта водителя считается составной частью контрольного устройства – они не работают друг без друга. С ней также нужно обращаться аккуратно и бережно, следить за окончанием срока действия. Итак, какие ваши действия могут привести к поломке и ошибке тахографа:
- Принудительное извлечение карты неправильно завершает сессию и приводит к ошибкам сохранения данных, а также провоцирует появление других неисправностей.
- Несвоевременная выгрузка информации с карты.
Данные с карты водителя необходимо самостоятельно выгружать один раз в 28 суток, так как карта адаптирована под «кольцевую запись». Следовательно, если вовремя не выгрузить информацию, могут возникнуть проблемы, связанные с некорректным сохранением сведений.
- Использование просроченной карты.
Тахограф просто не сможет работать с такой картой. Единственный вариант – срочно заказать карту водителя в компании «АвтоТахограф».
Какие ошибки тахографа можно исправить самостоятельно?
- Очистить контрольное устройство и карту от пыли. Бывает так, что после этих простых действий устройство снова начинает работать как надо.
- Ввести PUK-код. Иногда водители, пытаясь угадать PIN-код, трижды вводят его неправильно. После этого работа блокируется и необходимо ввести дополнительный код, который находится в конверте от карты водителя.
- Выгрузить данные на флэш-накопитель в случае заполнения памяти. В некоторых устройствах это необязательно делать. Причиной тому является передача данных по беспроводному протоколу.
Важно!
Категорически не рекомендуем перезагружать тахограф. В соответствии с действующими требованиями законодательства, эксплуатация оборудования должна осуществляться в непрерывном режиме. Следовательно, за самостоятельное отключение водитель, как и компания, могут получить штраф от ГИБДД.
Диагностика состояния тахографа
Как и любое другое оборудование, контрольное устройство нуждается в регулярном сервисном обслуживании, которое стоит доверить квалифицированным мастерам.
Рекомендуем своевременно проводить диагностику тахографа для определения возможных проблем в эксплуатации. Чем раньше неисправность будет найдена, тем быстрее и дешевле обойдется ремонт.
Кроме того, для бортового самописца законодательно установлена периодичность, с которой нужно проводить настройку оборудования, а именно не реже, чем раз в три года.
Также в некоторых других случаях понадобится калибровка. Подробнее о процедуре читайте здесь.
Обратите внимание, что калибровка нужна и в случае нарушения пломб тахографа, разъемов и датчиков. Если вы занялись самостоятельным ремонтом тахографа, пломба прибора будет нарушена, и вам все равно придется обращаться в авторизованную мастерскую для проведения калибровки прибора.
Как быть, если тахограф сломался в дороге?
В рамках предрейсового контроля, который проводит ответственный за выпуск ТС на линию, среди прочего проверяется работоспособность контрольного устройства. Доказательством того, что на начало смены тахограф работал, является распечатка предрейсового теста. Водитель должен иметь ее с собой.
Если на предрейсовом контроле выясняется, что бортовой самописец не работает, это уже повод обратиться в мастерскую для проведения диагностики и ремонта.
Если тахограф сломался в дороге, водитель должен в кратчайшие сроки проследовать на стоянку или в ближайшую авторизованную мастерскую. Во время передвижения необходимо будет продолжать фиксировать режим управления ТС и отдых водителя в ручном режиме на обороте ленты контрольного устройства.
Если этого не сделать, сотрудник ГИБДД во время проведения контроля обнаружит, что бортовой самописец не работает и сможет наложить штраф за нарушение Правил использования тахографов (Приказ Минтранса №440) и нарушение норм времени управления ТС и отдыха (раздел 26 ПДД).
Не работает тахограф – штраф неизбежен?
Если бортовой самописец не работал на начало смены и все-таки ТС было выпущено на линию, это приведет к наложению штрафа как на водителя, так и на лицо, ответственное за выпуск на линию, и на организацию в целом.
Управление ТС с неисправным контрольным устройством нарушает Правила эксплуатации тахографов (Приказ Минтранса №440) и снижает уровень безопасности дорожного движения. Поэтому штрафы в соответствии со статьей 11.23 КоАП довольно внушительные:
- для водителя: 3000-5000 руб.;
- для должностных лиц: 7000-10000 руб.;
- для ИП: 15000-25000 руб.;
- для юридических лиц: 20000-50000 руб.
Если же тахограф сломался в пути, водитель сможет избежать штрафа при проведении проверки, если соблюдены следующие условия:
- У водителя есть распечатка предрейсового теста.
- Водитель следует на ближайшую стоянку или в тахографическую мастерскую.
- Учет времени управления и отдыха ведется в ручном режиме.
Давайте подведем итог: как работать без контрольного устройства? Никак, необходимо сначала починить оборудование, иначе штрафа за неисправность тахографа не избежать.
Сломался тахограф – куда обратиться?
Ремонтом контрольных устройств могут заниматься только авторизованные мастерские с лицензией ФСБ.
Компания «АвтоТахограф» – сеть авторизованных тахографических мастерских с опытом работы более 12 лет. Мы имеем все необходимые допуски для проведения диагностики, ремонта и сервисного обслуживания тахографического оборудования. Наши филиалы расположены в Санкт-Петербурге, Петрозаводске и Ростове-на-Дону.
Кроме того, мы занимаемся комплексным оснащением грузового и пассажирского транспорта: тахографы, система мониторинга и видеонаблюдения, ГЛОНАСС.
Наши профессиональные мастера точно знают, как работает контрольное устройство на грузовом транспорте, быстро определят причину поломки и устранят неисправность.
Также рекомендуем почитать: как подготовить тахограф к техосмотру?