Калибровка (настройка) тахографа: правила, сроки, штрафы
Зачем нужна калибровка? Как часто ее необходимо повторять? Кто этим занимается? Сколько это стоит? Что грозит, если не калибровать тахограф? Отвечаем на данные вопросы в нашей статье.
Содержание
- Что такое калибровка (настройка) тахографа?
- В каких случаях и с какой периодичностью нужно калибровать контрольное устройство?
- Как происходит настройка тахографа и кто это может делать?
- Какие документы выдаются владельцам транспорта по факту калибровки?
- Сколько стоит настройка тахографа?
- Какой штраф могут выписать за отсутствие калибровки?
Что такое калибровка тахографа?
Калибровка – это настройка тахографа, которая производится с учетом индивидуальных особенностей автомобиля для корректной фиксации параметров его работы и режимов труда и отдыха водителей.
Простыми словами, данная процедура нужна, чтобы контрольное устройство собирало показания, опираясь на реальные характеристики транспорта, а не на стандартные или эталонные значения.
В приказах Минтранса РФ №438 (о порядке оснащения транспорта тахографами) и №440 (о правилах установки и эксплуатации тахографов) слово «калибровка» отсутствует. Официально это давно называется настройкой. Но термин «калибровка» для многих остается привычным. В любом случае, применительно к тахографам «калибровка» и «настройка» – это равнозначные понятия. Иногда встречается фраза «тарировка», но сути это не меняет.
В каких случаях и с какой периодичностью нужно проводить калибровку тахографа?
Настройка контрольного устройства должна производиться при его установке на автомобиль.
Повторная калибровка проводится:
- для тахографов СКЗИ – раз в 3 года при обязательной замене блока СКЗИ (НКМ);
- для контрольных устройств ЕСТР – раз в 2 года.
Также калибровка требуется в следующих случаях:
- Если изменился идентификационный номер (VIN) и/или гос.номер (VRN) автомобиля.
- Если изменилась окружность шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства, l.
- Если в конструкцию ТС вносятся изменения, влияющие на его характеристический коэффициент, w*.
- Если нарушена опломбировка тахографа.
- После ремонта и любых манипуляций, влияющих на настройки оборудования. Это может быть замена датчика скорости, спидометра, проводов, кабелей, соединений и т.д.
- При демонтаже тахографа и его переустановке на другой автомобиль.
* W – это числовая характеристика компонента автотранспорта (например, вторичного вала коробки передач), возбуждающего в датчике движения сигнал, величина которого соответствует пробегу пути в 1 км. Проще говоря, это количество импульсов на один километр пути.
Для тахографов СКЗИ эти правила закреплены в приказе Минтранса РФ №438 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами».
Как происходит калибровка и кто это может делать?
Калибровка тахографа происходит по регламенту, утвержденному в приказе №440 Минтранса РФ. В документе перечислены следующие действия:
- Корректировка показаний времени с учетом часовых поясов.
- Введение в контрольное устройство значения ограничения скорости для конкретного транспортного средства.
- Обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной длины окружности ведущих колес (l), идентификационного номера (VIN) и государственного регистрационного номера (VRN) транспортного средства.
За этими формулировки скрывается кропотливая работа специалистов установочных центров, которые:
- настраивают тахограф в соответствии с замеряемыми характеристиками автомобиля;
- тестируют, насколько правильны получаемые показания, и корректируют их;
- заносят сведения о калибровке в память устройства (данные ТС, дата, время, значения одометра и т.п. );
- пломбируют контрольное устройство, разъемы и датчики во избежание несанкционированного доступа.
Производить данные манипуляции могут исключительно мастерские, аккредитованные Минтрансом РФ для выполнения работ по обслуживанию тахографов.
Самостоятельная калибровка незаконна, да и в целом невозможна – для настройки контрольного устройства по всем правилам нужна как минимум карта мастерской.
Для работы с тахографами СКЗИ мастерская должна также обладать лицензией ФСБ на осуществление деятельности с криптографическими (шифровальными) средствами.
Какие документы выдаются владельцам транспорта по факту калибровки?
Настроив тахограф, мастерская выдает заказчику сертификат калибровки, в котором указывается:
- информация о владельце;
- сведения о транспортном средстве, включая номера VIN и VRN;
- коэффициенты W, L, K;
- данные мастерской, в т.ч. номер клейма;
- дата произведенной настройки.
Вместе с этим в кабине автомобиля устанавливается калибровочная табличка, на которой указываются:
- реквизиты мастерской (название, клеймо, адрес);
- сведения об автомобиле (модель, номера, коэффициенты W, L, K);
- дата следующей калибровки.
Выдача сертификата и установка калибровочной таблички – это правила, которые прописаны в международных требованиях к тахографам ЕСТР. В российских требованиях к контрольным устройствам СКЗИ таких правил нет – выполнять их желательно, но с точки зрения закона не обязательно.
Для надзорных органов (УГАДН, ГИБДД) основным документом, подтверждающим наличие настройки бортового самописца СКЗИ, является распечатка технических данных из памяти устройства.
Информация о калибровке, которая должна отображаться в распечатке тахографа СКЗИ по требованиям приказа №438 (пункт 9)
- наименование мастерской, производившей настройку контрольного устройства;
- номер мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с Правилами использования.
- номер бортового самописца в перечне сведений о моделях тахографов, формируемом ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с «Правилами использования».
- номер блока СКЗИ в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ, формируемом ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с «Правилами использования».
- параметры транспортного средства, указанные в пункте 8 «Порядка», и дата их определения.
- идентификационный (VIN) и (или) государственный регистрационный (VRN) номера транспортного средства (при их наличии).
Сколько стоит калибровка контрольного устройства?
Стоимость калибровки в компании «АвтоТахограф»:
- цифровой тахограф СКЗИ – 3500 руб.;
- цифровой тахограф ЕСТР – 4500 руб.
Замена батарейки – 900 руб.
Какой штраф могут выписать за отсутствие калибровки?
Отсутствие калибровки – это прямое нарушение требований к эксплуатации тахографа на транспорте.
За это полагаются штрафы по статье 11.23 КоАП:
- Водитель – от 3 000 до 5 000 руб.;
- Должностное лицо – от 7 000 до 10 000 руб.;
- Юрлицо – от 20 000 до 50 000 руб.;
- ИП – от 15 000 до 25 000 руб.
Надзорным органам не составит труда распознать, что контрольное устройство не откалибровано или откалибровано некорректно по распечатке технических данных.
В первую очередь, инспекторы смотрят на дату настройки (не позднее 3-х лет для тахографов СКЗИ и 2-х лет для бортовых самописцев ЕСТР на момент контроля), на VIN-номер и госномер.
Кстати, сведения о проведении данной процедуры теперь проверяются при техосмотре транспорта, который должен быть оснащен тахографами.
Рекомендации: что сделать, чтобы избежать штрафов за калибровку
После настройки тахографа в мастерской сделайте распечатку технических данных и проверьте правильность внесения основных параметров, особенно номеров VIN и VRN. Из-за человеческого фактора именно в этих данных часто допускается ошибка, что может быть расценено как нарушение. Эту распечатку лучше сохранить. Если вдруг данные о калибровке исчезнут из памяти тахографа, сохраненная распечатка поможет избежать штрафа. Многие мастерские хранят у себя первую распечатку технических данных, как говорится, на всякий пожарный.
Спасибо компании GEOROUTE (разработчик сервиса GR.Cards) за предоставленный материал. Еще больше полезных материалов вы найдете в блоге компании по ссылке