К чему приведет очередное продление моратория на обязательное оснащение автобусов тахографами?
Правительство РФ приостановило до 1 сентября 2026 года действие положения, в соответствии с которым транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 25.02.2025 г.№ 224).
Предыдущий срок действия моратория действовал до 1 марта этого года. Новая отсрочка «переплюнула» даже переносы по ограничению возраста автобусов по детским перевозкам: тогда перед очередным продлением данное требование просто было исключено из норматива.
По данным Минтранса по итогам прошлого года общественным транспортом воспользовались 14,3 млрд пассажиров, 144 311 из них пострадали в ДТП (rusdtp.ru), 12 748 – погибли, в том числе 723 ребенка. Всего в России произошло 116 190 ДТП, 6741 из них с участием автобусов.
– Согласно пункту 2.7 ПДД России запрещается садиться за руль водителю, который пребывает в болезненном или уставшем состоянии. И если бы это правило неукоснительно соблюдалось, то дополнительные средства контроля за водителями пассажирского транспорта, возможно, не потребовались бы, – считает Андрей Владимирович Новиков, юрист, специалист по безопасности дорожного движения компании «ЮРАВТО».
Он убежден, что именно переработки стали причиной большинства ДТП, которые произошли в прошлом году с участием водителей автобусов. Как показывает практика, водители часто вынуждены работать, нарушая режим труда и отдыха из-за нехватки квалифицированных кадров.
– Например, в Петербурге на Васильевском острове водитель заснул и выехал на тротуар, – рассказывает Андрей Владимирович. – Не секрет, что в организациях бывает выписывают по два путевых листа, чтобы не нарушать отчетность. Мое мнение – тахограф позволит более жестко взять на контроль режим труда и отдыха, а, значит, снизить количество опасных ДТП, в которых гибнут люди.
Специалист по безопасности дорожного движения рассказал, что каждый случай ДТП с участием водителя пассажирского автобуса расследуется, в том числе проверятся факт нарушения режима труда и отдыха. Если он подтверждается, представителей руководства компании могут привлечь к уголовной ответственности. Например, на начальника автоколонны ООО «Такси», автобус которой упал в Мойку в районе Поцелуева моста в мае прошлого года, заведено уголовное дело по статье 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Важным преимуществом наличия в автобусе тахографа является то, что его данные могут служить доказательством в спорных ситуациях на дороге. В памяти устройства, кроме прочего, фиксируются все нарушения скоростного режима, в то время, как показания людей часто расходятся. Зашифрованная в блоке СКЗИ информация является достаточным основанием для принятия решения сотрудниками дорожной полиции или в суде. Одно это может помочь руководству транспортной компании и водителю сэкономить суммы на штрафы и судебные издержки, превышающие затраты на установку и обслуживание тахографов.
Отмена моратория на установку тахографов в пассажирских автобусах поможет снизить количество аварий и повысить безопасность дорожного движения. Отметим, что благодаря отсрочке у перевозчиков была возможность перераспределить средства на содержание и ремонт автобусного парка.
Почему же некоторые перевозчики не спешат обзаводиться тахографами и считают продление моратория на их установку оправданной? По их мнению, технически сложные средства инструментального контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителя в настоящее время являются избыточными при осуществлении городских и пригородных перевозок, учитывая тот факт, что существуют другие методы контроля.
– Например, в настоящее время идет проработка и внедрение электронного путевого листа, который в свою очередь, помогает контролировать режим труда и отдыха водителей в электронном формате, – говорит представитель компании-перевозчика. – К тому же, развиваются технологии контроля за состоянием водителя через видеонаблюдение. Они, помимо инициализации водительского состава через биометрические данные, позволяют предотвращать ДТП из-за усталости или болезни водителя.
Также представители части компаний-перевозчиков считают, что поддержание работоспособности и ремонт устройств контроля влечёт дополнительные затраты на, и без того, тяжёлое финансовое положение транспортных компаний в регионах. Эти средства можно направить на обновление подвижного состава.
Они отмечают, что нехватка водителей и сроки ожидания карты для тахографа влияют на экономику транспортных предприятий.
Руководитель компании «Геороут» Даниил Екимов уверен, что введение глобального государственного контроля за рынком перевозок дело ближайших двух лет. А перевозчики, которые уже оснастили свои автобусы тахографами, не только соблюдают законодательство, но и получают из этого выгоду.
– Конечно, крупным государственным перевозчикам виднее пользоваться мораторием или уже сегодня заняться оснащением своего парка. Однако стоит держать в голове два пункта, – считает директор компании «Геороут» Даниил Екимов. – Во-первых, надо обратить внимание на междусменные переработки, чтобы в перспективе избежать штрафов и судов с потерпевшими в ДТП пассажирами. Во-вторых, использование тахографа – это возможность дёшево, быстро, без бумажной волокиты выровнять загруженность водителей и уменьшить текучку, что важно условиях дефицита водительских кадров. В-третьих, введение онлайн тахографии неизбежно, и к ней надо готовится. Крупным паркам особенно. Оснащать парк тахографами или нет в итоге решать, конечно, перевозчикам.
«Геороут» профессионально занимается контролем режима труда и отдыха. Сегодня сервисами компании пользуются более 250 тыс. водителей.
Ряд экспертов считает, что внедрение тахографов неудобно тем, кто не соблюдает закон и правила безопасности.
– Неоднократный перенос решения Минтранса по обязательному оснащению тахографами городских и пригородных пассажирских автобусов обесценивает его в глазах перевозчиков. Внедрение тахографии особенно важно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, – считает Иван Волчек, генеральный директор компании «АвтоТахограф». – Многих ДТП можно избежать благодаря соблюдению режима труда и отдыха водителей. Именно для этого и создан тахограф. Мы – за безопасность пассажирских перевозок, потому что нет ничего ценнее человеческой жизни.
Несмотря на мораторий, такие клиенты компании «АвтоТахограф» как СПб ГУП «Пассажиравтотранс», АО «Третий парк» и ООО «Вест-Сервис» позаботились о безопасности и надежности пассажирских перевозок и установили тахографы на свои автобусы.
– Несмотря на формальное отсутствие требования оснащения на городских маршрутах, немаловажным фактором является внедрение общей культуры тахографии среди водителей и перевозчиков, – уверен Дмитрий Антонов, представитель компании «ВЕСТ-СЕРВИС». – Появляется понимание, что у водителей теперь имеется юридически значимое подтверждение выполненной ими работы на линии, а у перевозчиков в свою очередь - оказанных ими транспортных услуг. Причём без привязки к геонавигации, инструменты которой в нынешней ситуации часто оставляют желать лучшего.
ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» одно из крупнейших транспортных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которое обслуживает более 200 маршрутов в регионе.
Как повлияет на российский рынок пассажирских перевозок и транспортную безопасность в стране очередное продление моратория на обязательное оснащение автобусов тахографами покажет время.