Режим труда и отдыха водителей в 2024 году
В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.
Форма занятости водителей в 2024 году
Водители, управляющие грузовиками массой выше 3,5 тонн и автобусами, могут иметь различные формы занятости:
- наемные сотрудники организаций;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД (самозанятые);
- физические лица, эксплуатирующие ТС в личных целях.
Приказ Минтранса №424 устанавливает нормы времени управления транспортным средством и отдыха для наемных сотрудников и ИП. Нормы для физлиц регулирует раздел 26 Правил дорожного движения. О них мы расскажем в следующей статье.
Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать для водителей, работающих по найму, и водителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, в 2024 году.
Время работы и время отдыха в 2024 году
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.
Время работы водителя включает в себя:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
- погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.
Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочей смены.
Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.
В свою очередь, время отдыха – это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей. С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.
Режим труда и отдыха водителей в 2024 году
Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.
Нормы времени работы водителей в 2024 году
Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.
При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.
Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
- водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
- водителям аварийных служб;
- водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
- водителям на инкассаторских автомобилях;
- перевозки на легковых такси;
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
- водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Такое увеличение длины смены в обязательном порядке должно быть согласовано с водителем в письменном виде и оформлено документально.
Согласно пункту 10 актуального Приказа Минтранса № 424, время управления автомобилем в течение 24 часов после окончания ежедневного или еженедельного отдыха не должно превышать 9 часов. При этом законодательно допускается увеличение времени управления до 10 часов, но не более двух раз в неделю.
Еще одна легальная возможность увеличить время управления автомобилем содержится в пункте 11: водитель вправе продлить время управления на 2 часа для завершения маршрута или следования к месту стоянки.
Однако должностные лица не имеют права учитывать такое продление намеренно при планировании маршрута.
Пример расчета рабочего времени водителя на 24 часа:
4 часа – управление.
1 час – отдых.
1 час – управление.
3 часа – рабочее время (погрузка и т.д.).
3 часа – управление (с учетом допустимого превышения до 2 часов).
11 часов – отдых.
1 час – управление.
Если время работы не должно превышать установленных норм, то время отдыха, наоборот, не должно быть меньше обязательного промежутка.
Время отдыха водителей в 2024 году
Все компании обязаны предоставлять отдых для своих водителей и планировать его при составлении маршрута.
Для каждого вида отдыха действуют свои правила. Как их регламентирует актуальное законодательство?
Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов. Первый перерыв должен составлять не менее 15 минут, а последний не менее 30 минут. Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.
Ежедневный (междусменный отдых)
Вариант А – при ежедневном учете времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.
Например: в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Таким образом, следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов. При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше, чем предыдущий.
Вариант Б – при суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов. Стоит заметить, что до 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.
Кроме того, с 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более 3-х раз за рабочую неделю (между двумя выходными). Также отдых может быть разбит на несколько частей. Первая часть при этом должна быть не меньше 3-х часов, последняя – не меньше 9 часов.
Еженедельный непрерывный отдых
Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. И именно с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» на междусменный отдых, а замещает его.
Изменения режима рабочего времени и времени отдыха (приказ №5 от 12.01.2022) с 1 сентября 2022 года
Текущий Приказ Минтранса № 424 действует до 2027 года. Но в 2022 году в него были внесены очередные изменения. В начале года подписан Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2022 года № 5 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 424».
Основные изменения коснулись уточнения формулировок, например, понятия «ежедневный период». Так, начало ежедневного периода теперь совпадает с началом регистрации тахографом рабочего времени водителя.
Также новый Приказ ввел правила регулирования режимов труда и отдыха для водителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и управляющих автомобилем самостоятельно. Такие водители смогут сами устанавливать режим труда и отдыха в рамках, определенных законом.
Например, пункт 5 Приказа № 424 дополнен формулировкой:
«Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.».
Согласно изменениям в пункте 5 Приказа № 424, водитель автомобиля, одновременно являющийся ИП, может самостоятельно принимать решения о разделении рабочего дня (смены).
Приказ Минтранса № 5 добавил водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, в перечень водителей, на которых не распространяется РТиО.
Последний пункт нового Приказа № 5 позволяет водителям-вахтовикам, работающим в районах Крайнего Севера, сократить еженедельный отдых до 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.
Чтобы легко пройти любую проверку надзорных органов, планируйте график работы водителей заранее, учитывайте актуальные требования закона к режиму труда и отдыха и оформляйте все необходимые документы.