ООО «АвтоТахограф»
Наши филиалы
Ваш город
Санкт-Петербург
Петрозаводск
Ростов-на-Дону
Санкт-Петербург
Войти
8 (800) 777-17-33
Заказать звонок
Каталог
  • Тахографы
    Тахографы
  • Карты для тахографов
    Карты для тахографов
  • Мониторинг и контроль транспорта
    Мониторинг и контроль транспорта
  • ДОПОГ
    ДОПОГ
  • Контроль топлива
    Контроль топлива
  • Датчики и аксессуары
    Датчики и аксессуары
  • Программы для тахографов
    Программы для тахографов
  • Реестр международных перевозчиков
    Реестр международных перевозчиков
  • Автономные отопители
    Автономные отопители
  • Видеонаблюдение на транспорте
    Видеонаблюдение на транспорте
Карта для тахографа
  • Проверка статуса карты
  • Карты водителя для тахографов
  • Карты для тахографов ЕСТР
  • Карты для тахографов с СКЗИ
  • Карты предприятия для тахографов
ПП2216
ПП969
ПП1378
Закон
Установка тахографов
  • На автобусы
  • На школьный автобус
  • На грузовые автомобили
  • На российские ТС
Цены
Блог
О компании
  • Наши преимущества
  • Лицензии и сертификаты
  • Отзывы
  • Работа в регионах
  • Гарантии и ремонт
  • Информация для покупателей
  • Вакансии
  • Обратная связь
  • Мероприятия
FAQ
Инструкции
  • Видео инструкции
Контакты
Ещё
    ООО «АвтоТахограф»
    Каталог
    • Тахографы
      Тахографы
    • Карты для тахографов
      Карты для тахографов
    • Мониторинг и контроль транспорта
      Мониторинг и контроль транспорта
    • ДОПОГ
      ДОПОГ
    • Контроль топлива
      Контроль топлива
    • Датчики и аксессуары
      Датчики и аксессуары
    • Программы для тахографов
      Программы для тахографов
    • Реестр международных перевозчиков
      Реестр международных перевозчиков
    • Автономные отопители
      Автономные отопители
    • Видеонаблюдение на транспорте
      Видеонаблюдение на транспорте
    Карта для тахографа
    • Проверка статуса карты
    ПП2216
    ПП969
    Закон
    Установка тахографов
    • На автобусы
    • На школьный автобус
    • На грузовые автомобили
    • На российские ТС
    Цены
    Блог
    Контакты
    Ещё
      ООО «АвтоТахограф»
      Сравнение0 Отложенные 0 Корзина0 0
      Телефон
      8 (800) 777-17-33
      Заказать звонок
      Наши филиалы
      0
      0
      • Санкт-Петербург
        • Назад
        • Города
        • Петрозаводск
        • Ростов-на-Дону
        • Санкт-Петербург
      • Личный кабинет
      • Главная
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Тахографы
        • Карты для тахографов
        • Мониторинг и контроль транспорта
        • ДОПОГ
        • Контроль топлива
        • Датчики и аксессуары
        • Программы для тахографов
        • Реестр международных перевозчиков
        • Автономные отопители
        • Видеонаблюдение на транспорте
      • Карта для тахографа
        • Назад
        • Карта для тахографа
        • Проверка статуса карты
        • Карты водителя для тахографов
        • Карты для тахографов ЕСТР
        • Карты для тахографов с СКЗИ
        • Карты предприятия для тахографов
      • ПП2216
      • ПП969
      • ПП1378
      • Закон
      • Установка тахографов
        • Назад
        • Установка тахографов
        • На автобусы
        • На школьный автобус
        • На грузовые автомобили
        • На российские ТС
      • Цены
      • Блог
      • О компании
        • Назад
        • О компании
        • Наши преимущества
        • Лицензии и сертификаты
        • Отзывы
        • Работа в регионах
        • Гарантии и ремонт
        • Информация для покупателей
        • Вакансии
        • Обратная связь
        • Мероприятия
      • FAQ
      • Инструкции
        • Назад
        • Инструкции
        • Видео инструкции
      • Контакты
      • Корзина0
      • Отложенные0
      • Сравнение товаров0
      • 8 (800) 777-17-33
      Контактная информация
      Санкт-Петербург, проспект Культуры, 44 (м. Парнас),
      офис 100 
      Построить маршрут
      zakaz@auto-tahograf.ru
      • Вконтакте
      • Telegram
      • Viber
      • WhatsApp
      Главная
      -
      Блог
      -Режим труда и отдыха водителей в 2025 году

      Режим труда и отдыха водителей в 2025 году

      Поделиться

      25 января 2024

      В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

      Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.

      Форма занятости водителей в 2025 году

      Водители, управляющие грузовиками массой выше 3,5 тонн и автобусами, могут иметь различные формы занятости:

      • наемные сотрудники организаций;
      • индивидуальные предприниматели;
      • физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД (самозанятые);
      • физические лица, эксплуатирующие ТС в личных целях.

      Приказ Минтранса №424 устанавливает нормы времени управления транспортным средством и отдыха для наемных сотрудников и ИП. Нормы для физлиц регулирует раздел 26 Правил дорожного движения. О них мы расскажем в следующей статье.

      Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать для водителей, работающих по найму, и водителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, в 2025 году.

      Режим труда и отдыха водителей в 2024 году

      Время работы и время отдыха в 2025 году

      В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.

      Время работы водителя включает в себя:

      • время управления автомобилем;
      • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
      • время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
      • погрузка, разгрузка, стоянки, простои.

      До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.

      Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:

      • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
      • ежедневный (междусменный) отдых;
      • еженедельный отдых;
      • время перерыва между частями рабочей смены.

      Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.

      В свою очередь, время отдыха – это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей. С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.

      Режим труда и отдыха водителей в 2025 году

      Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.

      Нормы времени работы водителей в 2025 году

      Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.

      При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.

      При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов. 

      Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:

      • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
      • водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
      • водителям аварийных служб;
      • водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
      • водителям на инкассаторских автомобилях;
      • перевозки на легковых такси;
      • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
      • водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.

      Такое увеличение длины смены в обязательном порядке должно быть согласовано с водителем в письменном виде и оформлено документально. 

      Согласно пункту 10 актуального Приказа Минтранса № 424, время управления автомобилем в течение 24 часов после окончания ежедневного или еженедельного отдыха не должно превышать 9 часов. При этом законодательно допускается увеличение времени управления до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

      Еще одна легальная возможность увеличить время управления автомобилем содержится в пункте 11: водитель вправе продлить время управления на 2 часа для завершения маршрута или следования к месту стоянки.

      Однако должностные лица не имеют права учитывать такое продление намеренно при планировании маршрута.

      Пример расчета рабочего времени водителя на 24 часа:

      4 часа – управление.

      1 час – отдых.

      1 час – управление.

      3 часа – рабочее время (погрузка и т.д.).

      3 часа – управление (с учетом допустимого превышения до 2 часов).

      11 часов – отдых.

      1 час – управление.

      Если время работы не должно превышать установленных норм, то время отдыха, наоборот, не должно быть меньше обязательного промежутка.

      Время отдыха водителей в 2025 году

      Все компании обязаны предоставлять отдых водителям и планировать его при составлении маршрута. Для каждого вида отдыха действуют свои правила. Как их регламентирует актуальное законодательство?

      Перерыв для отдыха и питания

      Продолжительность составляет от 30 минут до 2-х часов. Первый перерыв должен составлять не <15 минут, а последний — не <30 минут. Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность — от 30 минут до 2-х часов.

      Ежедневный (междусменный отдых)

      Вариант А – при ежедневном учете времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. Во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

      Например: в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Таким образом, следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов. При 7-часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше, чем предыдущий.

      Вариант Б – при суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов. Стоит заметить, что до 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.

      Кроме того, с 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более 3-х раз за рабочую неделю (между двумя выходными). Также отдых может быть разбит на несколько частей. Первая часть при этом должна быть не меньше 3-х часов, последняя – не меньше 9 часов.

      Еженедельный непрерывный отдых

      Должен составлять не менее 45 часов. И именно с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» на междусменный отдых, а замещает его.

      Изменения режима рабочего времени и времени отдыха (приказ №5 от 12.01.2022) с 1 сентября 2022 года

      Текущий Приказ Минтранса № 424 действует до 2027 года. Но в 2022 году в него были внесены очередные изменения. В начале года подписан Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2022 года № 5 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 424».

      Основные изменения коснулись уточнения формулировок, например, понятия «ежедневный период». Так, начало ежедневного периода теперь совпадает с началом регистрации тахографом рабочего времени водителя.

      Также новый Приказ ввел правила регулирования режимов труда и отдыха для водителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и управляющих автомобилем самостоятельно. Такие водители смогут сами устанавливать режим в рамках, определенных законом.

      Например, пункт 5 Приказа № 424 дополнен формулировкой:

      «Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.».

      Согласно изменениям в пункте 5 Приказа № 424, водитель автомобиля, одновременно являющийся ИП, может самостоятельно принимать решения о разделении рабочего дня (смены).

      Приказ Минтранса № 5 добавил водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, в перечень водителей, на которых не распространяется РТиО.

      Последний пункт нового Приказа № 5 позволяет водителям-вахтовикам, работающим в районах Крайнего Севера, сократить еженедельный отдых до 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.

      Чтобы легко пройти любую проверку надзорных органов, планируйте графики заранее, учитывайте актуальные требования закона и оформляйте все необходимые документы.


      Поделиться

      Назад к списку
      FAQ: все о тахографах в вопросах и ответах