Правила техосмотра грузовиков в 2023 году
В Российской Федерации технический осмотр транспортных средств регламентируется двумя основными документами. Это:
- Федеральный закон от 1 июля 2011 г. №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. №1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступили в силу с 1 октября 2021 г.).
Ключевое отличие новых правил для грузовиков заключается в том, что теперь:
- Данные о прохождении ТО заносятся в электронную диагностическую карту техосмотра, которая заверяется электронной подписью сотрудника СТО. Но если владелец автомобиля хочет получить карту на бумажном носителе, ему выдается на руки привычный документ с подписью и печатью.
- На въезде и выезде с линии ТО транспорт обязательно фотографируют. Изображения сохраняются в базе ЕАИСТО с указанием госномера, модели, марки и цвета автомобиля, а также с информацией о геолокации на момент фотофиксации. Таким образом пресекается вероятность выдачи диагностической карты без реального нахождения транспорта на пункте техосмотра.
Летом 2021 года были приняты поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО», согласно которым для получения полиса ОСАГО не нужна диагностическая карта, т.е. не нужно подтверждать прохождение техосмотра. Многие СМИ поспешили распространить информацию, что обязательный техосмотр отменяется для всего транспорта. Нет! Эта нововведение не касается автомобилей для перевозки грузов, автобусов, такси и транспорта предприятий.
Какая периодичность проведения техосмотра грузовиков?
Периодичность обязательного техосмотра закреплена в последней редакции Федерального закона №170, Статье 15:
Грузовые автомобили категории N1 (масса до 3,5 тонн):
- Раз в 2 года по прошествии 4 лет со времени изготовления ТС.
- Раз в год, если возраст ТС превышает 10 лет.
Грузовые автомобили категорий N2 (масса от 3,5 до 12 т) и N3 (масса свыше 12 т):
- Раз в год.
Транспорт для перевозки опасных грузов:
- Раз в полгода.
Как проводится техосмотр грузовика?
В ходе техосмотра грузовик проверяется по параметрам, указанным в Приложении №1 Правил технического осмотра (ПП №1434).
Требования к тахографам при техосмотре
В ПП №1434 указано, что одним из условий прохождения техосмотра является наличие работоспособного тахографа. Напомним, что контрольные устройства должны быть установлены на всех грузовиках категорий N2 и N3, передвигающихся по российским дорогам. При этом есть ряд исключений, которые изложены в Приказе №440 Минтранса РФ (Приложение 2).
Обратите внимание, что в ПП №1434 (пункт 82 раздела «Прочие элементы конструкции») есть разделение по терминологии. Российский бортовой самописец с блоком СКЗИ обозначается в правилах техосмотра как «Тахограф». А вот бортовой самописец европейского образца ЕСТР обозначен как «Контрольное устройство (тахограф)». Требования к ним указаны ниже.
Требования техосмотра к тахографам СКЗИ (для передвижения по российским дорогам):
- Настройка (калибровка) тахографа должна быть проведена не позднее чем за 3 года до техосмотра.
- Контрольное устройство должно выводить на печать регистрационные данные ТС, номер активизированного блока СКЗИ, текущие дату и время.
- Информация о метрологической поверке тахографа должна содержаться в «Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.» (ФГИС «АРШИН»).
Требования техосмотра к тахографам ЕСТР (для осуществления международных рейсов):
- Настройка (калибровка) контрольного устройства должна быть проведена не позднее чем за 2 года до техосмотра.
- Тахограф должен иметь знак официального утверждения типа в соответствии с требованиями ЕC.
- На автомобиле или на бортовом самописце должна быть размещена установочная табличка с данными о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения.
Марка, модель и серийный номер тахографа вносятся в диагностическую карту грузового автомобиля. В этом документе наличие работоспособного контрольного устройства отмечено в пункте №69.
Как подготовить грузовик к прохождению техосмотра?
Необходимо удостовериться, что грузовой автомобиль соответствует обязательным требованиям, предъявляемым при проведении техосмотра: тормозные системы, рулевое управление, стеклоочистители и стеклоомыватели, шины и колеса, двигатель и его системы, прочие элементы конструкции.
Проверьте наличие обязательных комплектов: знак аварийной остановки, противооткатные упоры, огнетушитель, аптечка.
Самое пристальное внимание стоит уделить тахографу: работоспособность оборудования, умение водителя с ним обращаться, в т.ч. делать распечатки, сроки последней настройки, годность блока СКЗИ и карты водителя для тахографа.
Автомобиль следует хорошо помыть, чтобы ничего не мешало комплексной проверке. Номера должны быть визуально читаемыми.
Само собой, нужно убедиться, что все документы на ТС в наличии и в порядке.
Не лишним будет почитать заранее правила технического осмотра, чтобы ориентироваться в требованиях и процедурах.
К техосмотру нужно подходить самым тщательным образом. Это время, деньги и риск простоев в случае непрохождения. Сотрудникам автопарков стоит заранее планировать подготовку транспорта и график ТО, особенно когда речь идет о нескольких машинах. Записаться на техосмотр можно на портале Госуслуг, но эта услуга доступна пока что не во всех субъектах РФ.
Спасибо компании GEOROUTE (разработчик сервиса GR.Cards) за предоставленный материал. Еще больше полезных материалов вы найдете в блоге компании по ссылке.