Оптимальный график работы водителей без нарушения законных требований о режиме труда и отдыха
Режим работы и отдыха водителей регламентирован Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.10.2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Сознательное нарушение режима влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц. Но существуют способы распределить рабочее время водителей так, чтобы использовать смену по максимуму и при этом не нарушать законодательство.
За что чаще всего штрафуют должностных лиц?
Должностные лица несут ответственность, только если сознательно установили график работы водителя с нарушениями.
Основания для наложения штрафов:
- Превышение времени управления за всю смену. Нарушение пункта №10 приказа №424. Доказывается сознательность нарушения сложно. Отслеживает ГИБДД.
- Превышение времени непрерывного управления. Нарушение пункта №13 приказа №424. Доказать сознательность нарушения тоже довольно сложно. Отслеживает ГИБДД.
- Сокращение времени междусменного отдыха. Нарушение пункта №18 приказа №424. Однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает ГИБДД.
- Превышение продолжительности смены. Нарушается пункт №6 приказа №424. Также однозначно доказывается на основании путевого листа за 1 день. Отслеживает трудовая инспекция.
Штраф для должностных лиц за нарушение режимов труда и отдыха составляет от 7000 до 10000 руб., для ИП – от 15000 до 25000 руб., а для юридических лиц – от 25000 до 50000 руб. Водителям придется заплатить от 1500 до 2000 руб.
Для того, чтобы снизить риски нарушений, рассмотрим, какое время учитывается в графике и какая деятельность включается в смену согласно Приказу №424.
Рабочее время, отдых и смена
В Приказе Минтранса №424 определены три основных понятия: рабочее время водителя, время отдыха и смена. Разберем подробнее, что подразумевают эти термины.
Рабочее время водителя включает в себя:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
- погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
Что такое специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем? Если водитель управляет автомобилем суммарно 4 часа 30 минут, далее он должен сделать перерыв для отдыха не менее 45 минут. Этот перерыв учитывается во времени смены.
Время отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения своих обязанностей и может его использовать по своему усмотрению.
Время отдыха водителей включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочей смены.
Ключевое понятие в Приказе МинТранса №424 – это смена. Оно определяет продолжительность ежедневной работы. То есть сколько часов в день может работать водитель.
Важный момент: время отдыха в смену не идет. Например, если график работы водителя с 9-00 до 20-00 и регламентирован обеденный перерыв с 13-00 до 14-00, общее время смены составит 10 часов.
Есть возможность заменить специальный перерыв на перерыв на обед. В таком случае крайне важно, чтобы продолжительность отдыха составляла не менее 46 минут. В противном случае при начале движения тахограф сообщит водителю, что ему нужно отдохнуть дополнительно 45 минут и время будет потеряно.
Выбор типа учета режима труда и отдыха
Как правило, используют нормированный или суммированный тип учета режима труда и отдыха. В чем их различие?
Нормированный учет подразумевает график 5/2 и восьмичасовой рабочий день. Суммированный учет выбирают в случае любого другого графика работы и смены до 10 часов.
Основной плюс нормированного учета – его простота. Но он не является гибким и его сложно подстроить под условия работы. Суммированный учет подойдет большинству транспортных компаний, так как в нем есть возможность учесть все важные нюансы работы водителей, а также применить советы из этой статьи по оптимизации учета времени.
Правила использования тахографов
Самое главное: водитель должен уметь правильно пользоваться тахографом и понимать основные принципы его работы, чтобы избежать ошибочных записей.
Перед выходом на линию водитель должен вставить карточку в бортовой самописец и выполнить распечатку. В случае необходимости распечатка будет служить подтверждением исправности оборудования на момент начала смены.
Водитель должен вставлять карту в тахограф непосредственно перед началом движения, чтобы не учитывать прохождение медосмотра или другую деятельность в качестве времени управления. Это поможет избавиться от ошибочного увеличения смены.
Законодательно не запрещено вынимать карту во время смены (при отсутствии движения), но из-за частого извлечения на некоторых моделях тахографов возможна потеря данных. Поэтому рекомендуем вынимать карту только после окончания смены.
Чтобы не приписывать к смене лишнее время, при любых перерывах длительностью более 10 минут необходимо выбирать в тахографе режим «отдых».
Как законно сокращать междусменный отдых?
Первый вариант: сократить отдых до 9 часов.
При суммированном учете водитель должен отдыхать между сменами 11 часов. Но если есть необходимость, согласно пункту 18 Приказа Минтранса №424, можно уменьшить это время до 9 часов. Так можно делать не более 3 раз в неделю. По терминологии Приказа №424 «неделя» – это промежуток между еженедельным отдыхом. Таким образом, время управления законно увеличивается на 2 часа за смену.
Второй вариант: разделить время отдыха на части.
К такому разделению в том же пункте 18 Приказа №424 есть определенные требования: одна часть отдыха должна быть не менее 3 часов, другая – 9 часов. Эти отрезки отдыха должны быть непрерывными.
Где взять дополнительные часы отдыха, не уменьшая время на управление? Например, отмечать как отдых любое время, которое водитель не управляет автомобилем.
Важный момент: водитель должен отдыхать не менее 9 часов в течение «ежедневного периода». Согласно пункту 10 Приказа №424 такой период составляет 24 часа и начинается после окончания предыдущего аналогичного периода или после окончания еженедельного отдыха. То есть фактически время начала ежедневного периода совпадает с временем начала смены. Важно не выходить за рамки этого периода при расчете времени управления и отдыха.
Как законно увеличить длину смены?
Пункт 6 приказа 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
- водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
- водителям аварийных служб;
- водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
- водителям на инкассаторских автомобилях;
- перевозки на легковых такси;
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
- водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Такое увеличение длины смены в обязательном порядке должно быть согласовано с водителем в письменном виде и оформлено документально.
Во всех остальных случаях длина смены должна составлять не более 10 часов. Но есть возможность законно увеличить длину до 12 часов за счет разделения смены на две части с помощью отдыха.
Промежуток между частями смены для регулярных городских и пригородных перевозок должен быть не менее 3 часов, для всех остальных типов перевозок – 5 часов.
Пример такого разделения: 4 часа управления, 5 часов отдыха, 4 часа управления, 1 час отдыха, 1 час управления. Отдых, который делит смену, не увеличивает ее длину. Таким образом фактически рабочий день составляет 15 часов. По документам продолжительность смены 10 часов.
Важная особенность: длинный отдых должен начинаться не позже, чем через 5 часов после начала смены. Такое разделение обязательно должно быть оговорено заранее и закреплено документально в соглашении с водителем, а также подтверждаться в путевых листах. Увеличение продолжительности смены делает условия труда отличными от нормальных, поэтому необходимо предусмотреть повышение оплаты работникам.
Регулируя режим работы и отдыха водителей, важно учитывать различные факторы, которые взаимно зависят друг от друга.
Например, вы увеличили длину смены. Далее:
- учтите междусменный отдых;
- рассчитайте, когда надо делать перерывы от управления;
- проверьте, чтобы были возможности для остановок и отдыха;
- проверьте, что вы не превысили время управления за смену;
- проверьте, что вы не превысили время управления на 7 и 14 дней;
- проверьте, что вы не превысили количество часов по производственному календарю;
- проверьте выполнение еженедельных отдыхов.
Чтобы не нарушать закон, важно составлять график работы водителя с учетом всех особенностей труда и отдыха. Будьте внимательны, оформляйте нужные документы и ваша компания сможет пройти любую проверку надзорных органов.
Благодарим компанию «АТОЛ Тахографы Drive» за предоставленную информацию.