Как правильно организовать предрейсовый контроль и на что обратить внимание?
Скачать полную pdf-версию статьи-памятки
В этой статье-памятке мы расскажем, как правильно организовать предрейсовый контроль и на что обратить внимание при его проведении.
Предрейсовый технический контроль необходим всем организациям и ИП, занимающимся перевозками пассажиров или грузов. Он повышает безопасность на дорогах за счет того, что на линию не выпускают неисправные транспортные средства. Проводить контроль можно своими силами при наличии сотрудника с соответствующей квалификацией, или привлекать стороннюю организацию или ИП.
С точки зрения законодательства, требования к предрейсовому контролю регулируют:
- Приказ Минтранса от 15.01.2021 № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». Положения Приказа действуют до 1 сентября 2027 года.
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Кто должен проходить предрейсовый контроль?
Предрейсовый контроль обязателен для:
- организаций и ИП, занимающихся перевозками пассажиров или грузов по соответствующим договорам;
- организаций и ИП, эксплуатирующих автобусы и грузовые автомобили
Неважно, перевозите вы в автобусе коммерческих пассажиров или собственных сотрудников к месту работы, такое транспортное средство должно пройти предрейсовый контроль.
П. 2 Приказа Минтранса №9
Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) <1> (далее - субъекты транспортной деятельности)
Кто может осуществлять проведение предрейсового технического контроля?
Предрейсовый контроль может проводить специалист с квалификацией контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.
Многие организации переобучают своих сотрудников по программам профессиональной переподготовки и проводят контроль своими силами. Так может сделать и индивидуальный предприниматель, занимающийся перевозками.
Кроме того, можно привлечь стороннюю организацию или ИП, которые оказывают услуги предрейсового контроля транспортных средств и имеют соответствующую квалификацию.
Порядок проведения предрейсового технического контроля
Конечно, подразумевается, что контролер знает, что именно он должен проверить на предрейсовом контроле. Но механик или водитель также может подготовить ТС к прохождению проверки, если у него есть список проверяемых элементов.
П. 7 Приказа Минтранса №9При проведении контроля должны быть проверены:
1) исправность:
- тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
- рулевого управления;
- стеклоомывателей;
- колес (кроме трамвая);
- шин (кроме трамвая);
- звукового сигнала;
- тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
- аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
2) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
- замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
- устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
- устройств обогрева и обдува стекол;
- тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
- держателя запасного колеса (кроме трамвая);
- фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
3) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
- индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
- стекол и обзорности с места водителя;
- зеркал заднего вида и их креплений;
- заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
- ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
4) работоспособность в установленном режиме:
- стеклоочистителей;
- внешних световых приборов и световозвращателей;
5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
7) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);
8) отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.
Предрейсовый контроль технического состояния проводят перед началом рейса до выезда с парковки.
Если водитель отправляется в рейс на несколько дней, для него оформляется один путевой лист и контроль проводится один раз.
Один путевой лист — один предрейсовый контроль.
Если на вашем транспортном средстве в соответствии с законодательством должен быть установлен тахограф и система GPS-навигации, проводить предрейсовый контроль необходимо на открытой площадке. Это позволит точно определить координаты месторасположения автомобиля и провести проверку передачи данных в движении.
Предрейсовый тест тахографа
Если ваше транспортное средство является грузовым автомобилем с разрешенной массой более 3,5 тонн или автобусом, на нем должен быть установлен тахограф (Приказ Минтранса № 440 от 28 октября 2020 г.). В таком случае в предрейсовый контроль входит проверка работоспособности контрольного устройства.
Во избежание разночтений о том, что именно нужно проверить, разработчики бортовых самописцев предусмотрели возможность проведения запрограммированного предрейсового теста.
Продемонстрируем на примере тахографа АТОЛ Drive Smart.
В главном меню нужно выбрать пункт «Параметры» — «Тест тахографа» — «Предрейс. тест». Затем выбрать способ вывода информации о результатах: печать или USB-накопитель.
После этого начнется тестирование всех функций тахографа, включая дисплей, состояние памяти, механических кнопок, принтера. Для его успешного прохождения необходимо следовать указаниям на дисплее.
После завершения тестирования отчет о результатах будет распечатан или выгружен.
Важно: после тестирования необходимо повторно установить карту водителя и пройти аутентификацию, так как при проведении теста она будет извлечена.
Распечатку результатов тестирования контролер должен передать водителю, отправляющемуся в рейс.
Какие документы необходимо оформить для подтверждения, что предрейсовый контроль пройден?
1. Журнал регистрации (журнал предрейсового технического контроля)
Контролер должен внести соответствующую запись в Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств и указать:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль;
4) дату, время проведения контроля;
5) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
7) подпись лица, проводившего контроль.
Если журнал ведется в электронном виде, после внесения соответствующей записи контролер подписывает ее с помощью электронной подписи.
2. Путевой лист
Новые Правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.
Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. На основании записи в Журнале контролер должен поставить соответствующую отметку в путевом листе водителя. В отметке содержится надпись "контроль технического состояния транспортного средства пройден", подпись, фамилия, имя, отчество контролера, дата и время проведения предрейсового контроля.
В случае, если путевые листы оформляются в электронном виде, отметка о пройденном контроле также заносится электронно и заверяется квалифицированной электронной подписью контролера.
3. Распечатка теста тахографа
Распечатку проведения предрейсового теста тахографа контролер может передать водителю. Это не документ, но в случае, если в рейсе произойдет поломка оборудования, эта распечатка послужит доказательством того, что перед выпуском на линию все работало исправно и водитель не нарушил закон.
Какие штрафы за нарушения проведения предрейсового контроля?
Если вы решите пренебречь организацией предрейсового контроля перед выходом транспортного средства на линию, вы не только увеличите риски ДТП, но и получите штраф по статье 11.23. "Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей" КоАп РФ
Штраф по статье 11.23 может быть наложен за:
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на ТС предусмотрена законодательством РФ, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию контрольного устройства, за исключением случая его поломки после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством РФ случаях, -
для водителя: от 3 000 до 5 000 рублей.
для должностных лиц: от 7000 до 10 000 рублей;
для ИП: от 15 000 до 25 000 рублей;
для юридических лиц: от 20 000 до 50 000 рублей